Проблемы крупных операторов повлекут подорожание техосмотра автомобилей в Татарстане
"Реальное время" — о перспективах участников рынка автосервисных услуг в условиях новой экономической реальности
© Реальное время
Татарстанцам следует готовиться к подорожанию техосмотра автомобилей. Как сообщили "Реальному времени" в Госкомитете РТ по тарифам, предельные размеры платы на эту услугу будут обнародованы в течение месяца. Эксперты издания не сомневаются в том, что она вырастет как минимум на 7—7,5%, если при установлении тарифа республика будет равняться на регионы, где новые расценки уже обнародованы. О прогнозах, факторах, влияющих на стоимость ТО и причинах, по которым она быстро растет, — в нашем материале.
"Будут обнародованы в течение месяца"
Лидерами кампании по ежегодной индексации тарифов стали Ставропольский край, Тюменская, Ростовская и Амурская области, а также Еврейская Автономная область. Подготовили и обнародовали проекты новых тарифов Самарская область и Республика Мордовия. Техосмотр там будет обходиться на 7,3—7,5% дороже, чем в 2024 году.
В Татарстане в 2024 году рост тарифов составил 11,9%. К примеру техосмотр для легкового автомобиля подорожал с 913 до 1022 рублей, а диагностическая карта на транспортные средства для перевозки опасных грузов — с 2545 до 2848 рублей.
Ежегодный рост тарифов обусловлен приказом Федеральной антимонопольной службы. Он должен происходить с учетом данных операторов ТО об их расходах, на основе которых рассчитывается экономически обоснованный тариф, но если данные присылают менее 50% операторов региона, индексация производится правительством регионов. В 2023 году в большинстве регионов она так и проводилась, в этом году складывается такая же ситуация, ряд регионов уже сообщил, что операторы не прислали информацию о расходах, и тарифы будут проиндексированы по инфляции.
Конкретных цифр на 2025 год в Госкомитете РТ по тарифам "Реальному времени" не назвали, умолчали и том, предоставляли ли свои данные операторы ТО.
— Предельные размеры платы за проведение техосмотра с 1 января 2025 года будут обнародованы в течение месяца, — сообщили в ведомстве.
"Надо исходить из стоимости нормо-часа"
— Сегодня стоимость услуги по проведению технического осмотра автотранспортных средств не позволяет отрасли нормально развиваться, а бизнес не заинтересован вкладывать деньги в данную отрасль, — считает председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов. — Устанавливать стоимость этой услуги нужно исходя из стоимости нормо-часа в среднем по региону. Например, по Москве, Московской области стоимость диагностики транспортного средства в среднем порядка 3,5—4 тысячи рублей.
Бурдюгов подчеркнул: при ТО диагностика проводится более чем по 50 пунктам, требованиям и обязательным требованиям безопасности. Это хорошо с точки зрения безопасности, но дорого для операторов техосмотра, пояснил он, поскольку сложное диагностическое оборудование, которое имеется далеко не на всех станциях техобслуживания, требует поверок, ремонта и периодической замены.
Он также отметил, что стоимость техосмотра не может быть в регионах одинаковой. К примеру, содержание пункта технического осмотра в северных регионах обходится гораздо дороже, чем в южных, поскольку разительно отличаются затраты на отопление.
Чем крупнее, тем невыгоднее?
На себестоимости техосмотра, а стало быть и на предельных тарифах, на эту услугу может оказать влияние и то обстоятельство, что с 1 октября 2024 года вступили в силу изменения в налоговое законодательство — освобождение от НДС теперь предусмотрено лишь для тех организаций, чья сумма доходов за предыдущий год не превысила 60 млн рублей.
Экс-руководитель крупнейшего татарстанского оператора техосмотра АО "Таттехконтроль", член рабочей группы, разрабатывающей изменения нормативных документов, касающихся техосмотра, Марат Ярмиев полагает, что как раз эта статья расходов большинства мелких операторов техосмотра не коснется.
Зато для крупных игроков рынка потери оцениваются в 20% — это как раз та самая величина НДС, который им теперь придется платить.
Одним из крупнейших операторов техосмотра на территории Татарстана является АО "Таттехконтроль". Согласно информации сервиса "СПАРК", выручка этой компании в 2023 году составила почти 172 млн рублей, а чистая прибыль — 38,6 млн.
"Реальное время" обратилось в АО "Таттехконтроль" с телефонным запросом о потенциальных расходах, связанных с новыми условиями рынка услуг техосмотра и новеллами в налоговом законодательстве, а также о пожеланиях к величине предельного тарифа на эту услугу на 2025 год. Однако генеральный директор компании Юрий Ставниченко отказался от комментариев.
Надежда на вторичный рынок
С 2021 года автовладельцы-частники должны проходить ТО лишь в случае постановки на учет и перерегистрации авто старше четырех лет, а также при внесении изменений в конструкцию транспортного средства. И ситуация на рынке услуг техосмотра, по мнению Ярмиева, усугубляется тем, что после отмены обязательного проведения техосмотра для легковых автомобилей, находящихся в личном пользовании у граждан, этот рынок заметно сузился.
Впрочем, в СМИ было опубликовано мнение главного редактора журнала "За рулем" Максима Кадакова, который считает, что увеличение с 1 октября ставок утилизационного сбора повлечет за собой рост цен на новые автомобили, а это может привести к росту продаж на вторичном рынке, следовательно, возрастет количество перерегистраций старых машин и спрос на услуги техосмотра увеличится. Все это теоретически должно оживить ситуацию на рынке услуг ТО и в какой-то степени компенсировать потери операторов.
С точки зрения безопасности
Но Марат Ярмиев убежден, что необходимо вернуться к практике обязательного техосмотра, который был отменен для личных легковых авто в связи с тем, что ТО превратился в профанацию, когда документами о прохождении техосмотра без всякого реального осмотра торговали как некоторые операторы, так и страховые агенты. И дело, говорит он не только и не столько в выпадающих доходах операторов:
— Техосмотр превратился в фикцию, однако рабочей группой, членом которой был и я, был подготовлен новый законопроект, где все было учтено. Да, диагностические карты продавали, и, наверное, лишь процентов 20 машин реально заезжало на техосмотр. Но даже когда техосмотром занималась ГИБДД, и все было гораздо более жестко, и то находились лазейки… Однако речь идет о безопасности! Одно дело, когда 10% не заезжали, а 90% заезжали и проверяли машины, и другое — когда стало наоборот, а потом и вовсе перестали заезжать.
Сейчас, говорит Ярмиев, российский автопарк по объективным причинам стареет и будет обновляться все медленнее, а новые автомобили зачастую заходят по параллельному импорту в непонятном состоянии, и это неминуемо будет сказываться на безопасности. Он также отметил, что трудно надеяться получить объективную статистику по ДТП, причиной которых стало неудовлетворительное состояние автомобиля — госавтоинспекторам, прибывшим на аварию, проще указать ее причиной пункт 10.1 Правил дорожного движения и записать, что водитель не выбрал правильный скоростной режим и не учел дорожные условия, нежели искать причину в виде технической неисправности.
— Законопроект [о техосмотре], который мы разработали, был отличным, его оставалось довести до ума, а мы вместо этого проводим сейчас эксперимент — очень плохой, опасный эксперимент, — подытожил он.
Источник: auto.rambler